Шины
Хорошие, качественные, правильно подобранные шины на автомобиле позволяют не только снизить нагрузку на двигатель и сэкономить топливо, что безусловно важно. Главное – они обеспечивают хорошее сцепление с дорогой на любом, даже самом сложном (снег, грязь, лед) покрытии, и отвечают, таким образом, за безопасность движения. Современная пневматическая шина – автомобильная, авиационная, велосипедная, индустриальная и прочие – сложный продукт деятельности множества специалистов – от ученых-химиков до испытателей на полигонах, а шинная промышленность – важная, высокотехнологичная часть российской нефтехимии.
Резиновое изделие №1
История создания
Фактически шины изобретали дважды – первый патент на эластичную поверхность вокруг колеса экипажа еще в 1846 году получил Роберт Томсон. Его надутую воздухом камеру из нескольких слоев парусины, пропитанной натуральным каучуком, сверху защищали куски кожи, скрепленные металлическими заклепками. Однако то ли в силу сложности производства, то ли дороговизны «воздушное колесо» Томсона не получило распространения и после смерти изобретателя было забыто.

Второй раз, через более чем сорок лет, шину изобрел Джон Данлоп для трехколесного велосипеда своего сына. А братья Мишлены первыми поставили пневматическую шину на автомобиль – и в 1895 году он принял участие в гонке Париж-Бордо, благополучно добравшись до финиша, несмотря на несколько проколов. С тех пор, благодаря массе новых изобретений, направленных в первую очередь на удобство и скорость монтажа-демонтажа как шин, так и в целом колес, пневматические шины вытеснили цельнолитые резиновые, которые были склонны к перегреву и расслоению уже на небольшой скорости, дав старт развитию целой отрасли – шинной промышленности.
Джон Данлоп
Из чего делают шины сейчас? Вы, может быть, удивитесь, но главные ингредиенты фактически те же, что и у Томсона в 1846 году, – каучук и корд. Роль последнего полтора века назад исполняла парусина, теперь же корд (точнее нити, из которых он состоит), не обязательно текстильный, а может быть полимерным или металлическим (металлокорд). А каучук в настоящее время бывает не только натуральный, полученный из сока тропического растения гевеи, как у шотландца Данлопа и французов Мишленов, но и синтетический – продукт глубокой переработки нефти. Он более распространен чем природный, так как шире применяется в производстве и, следовательно, дешевле. Но и натуральному каучуку осталось место в современной резиновой массе: он используется в изготовлении зимних шин, так как делает их мягче, в то время как синтетический каучук «дубеет» на морозе и таким образом может ухудшить сцепление шины с дорогой.
Каучук – натуральный или синтетический?
Но если бы резина современных колес, предназначенная зачастую для больших скоростей или нагрузок (в случае грузовых шин или авиационных шасси), состояла только из каучука, она бы быстро изнашивалась. Для повышения износостойкости в резиновую массу добавляют технический углерод, по сути – сажу, побочный продукт промышленной переработки углеводородов – природного газа, нефти или каменного угля, или более экологичную кремниевую кислоту. Также для вулканизации – процесса превращения чистого природного или синтетического каучука в резину – используются различные катализаторы, вулканизационные агенты, в роли которых могут выступать оксиды металлов, смолы и т.д.
Но мало сварить «правильную» резиновую массу, найдя золотую середину между мягкостью, которая дает лучшее сцепление с дорожным покрытием, и твердостью, которая отвечает за прочность и долговечность. Чем точно отличается современная шина от своих предков, так это протектором – рисунком на той части шины, которая соприкасается с дорожным покрытием. В зависимости от предназначения каждой шины, мировые лидеры этой индустрии разрабатывают свои уникальные рисунки на них. Сети канавок пронизывают поверхность колеса и образуют рельеф, который отвечает за отвод воды из пятна контакта (чтобы не возникло аквапланирование на большой скорости у шоссейной резины), зацеп грунта (для улучшения проходимости внедорожников, грузовиков, строительной или сельскохозяйственной техники) или эффект липучки на льду (у нешипованной зимней резины). Нахождению идеального «отпечатка» посвящены исследования и долгие испытания, чего, конечно, не было сотню лет назад – неудивительно, ведь скорости автомобилей кратно выросли за это время.
Синтетический каучук
Рисунки протекторов автомобильных шин
Шинная промышленность развита в России благодаря широкой сырьевой базе, налаженному производству синтетического каучука, который также поставляется на экспорт крупнейшим мировым производителям шин, а также большой клиентской базе.
Спрос и предложение
В 2019 году выпуск шин российскими предприятиями сократился почти на 10% к прошлому году, при этом заметно увеличили свое присутствие иностранные поставщики. В 2020 году введенные из-за пандемии ограничения скажутся на масштабах производства не только из-за уменьшения выпуска новых автомобилей, но и ограниченном пробеге существующих машин, которым не потребуется замена резины в тех количествах, к которым привыкли производители и продавцы этой продукции. Однако по предварительным оценкам Минпромторга, выпуск шин в текущем году не должен опуститься ниже 50 млн штук.
Основные производства шин расположены либо возле автомобилестроительных заводов (основных потребителей), либо в местах нефтехимических производств (основных поставщиков синтетического каучука). Благодаря соглашениям о локализации производства, подписанным с Правительством РФ крупнейшими мировыми автомобильными марками, в Россию пришли иностранные производители.
Импортозамещение в действии
Проект по увеличению мощности в настоящее время реализуется на «Нижнекамском заводе шин ЦМК» в Татарстане. В результате расширения и модернизации производства грузовых шин будет увеличен выпуск ЦМК шин на 1,2 млн штук в год, а также освоено производство крупногабаритных шин мощностью 33 тысячи единиц в год.

На барнаульской площадке компании «Нортек» на участке крупногабаритных шин идет процесс обновления трех камерных линий. Техническое перевооружение предприятия позволит повысить качество выпускаемых шин.
Самые широкие шины в России с недавних пор выпускает алтайский завод компании «Нортек». Ее диаметр – 1775 мм, ширина – 1120 мм. Эту пневматическую диагональную бескамерную шину изготовили специально для тракторов «Кировец», которые выпускают на Петербургском тракторном заводе. Впрочем, она подойдет и другой сельскохозяйственной технике.