Антисептики:
Еще год назад антисептиком для рук пользовались в основном врачи, но пандемия сделала это средство товаром первой необходимости для каждого россиянина. По данным опроса, проведенного порталом Стопкоронавирус.рф в начале ноября, 45-50% россиян теперь всегда носят антисептик с собой. Как известно, спрос рождает предложение: в кратчайшие сроки выпуск этой продукции в стране был увеличен в 6 раз!
От дефицита к норме жизни
Эффективный способ защиты
Сейчас дезинфекторы для рук можно приобрести не только в аптеках и супермаркетах, но и в магазинах одежды, детских товаров, зоомагазинах и в других местах, где их нельзя было купить до пандемии. Но так было не всегда.

К моменту появления «китайского вируса» в России уже было широко распространено заявление Всемирной организации здравоохранения о том, что использование мыла и спиртового средства для обеззараживания рук и поверхностей - эффективный способ защиты от COVID-19, который распространяется не только воздушно-капельным, но и контактным путем, через предметы, загрязненные мокротой инфицированного вирусом человека.

Спрос на антисептики резко взлетел в марте, когда стали ежедневно регистрироваться десятки случаев заражения новой инфекцией, и достиг пика к апрелю. По данным исследовательской компании Nielsen, с 6 по 12 апреля, во вторую неделю всеобщей самоизоляции, спрос на антисептики вырос на 5 609% относительно аналогичного периода 2019 года! Из-за ажиотажа среди населения дезинфицирующие средства стали остродефицитным товаром. В приоритете у всех поставщиков были отгрузки в больницы и поликлиники, напряженности добавили организации и предприятия, работающие в кризис.
Антисептические средства в достатке появились в продаже уже к концу апреля. Минпромторгу России удалось быстро мобилизовать отечественную промышленность. Ведущие производители антисептических средств нарастили мощности и перешли на круглосуточный режим работы.

Если к моменту появления коронавируса в России производили около 50 тыс. литров в сутки, то сегодня максимальные мощности по производству кожных антисептиков составляют до 380 тыс. литров в сутки, а число компаний-производителей выросло с 10 до 100.
Химпром спешит на помощь
Выпуском антисептиков занялись компании парфюмерно-косметической и фармацевтической отраслей: у них уже были необходимые производственные мощности и лицензии на выпуск спиртосодержащих средств. А к производству сырья активно приступил отечественный химпром. Самым внушительным потенциалом обладают нефтехимические и газохимические предприятия: изопропанол, являющийся основным компонентом в составе антисептических средств для кожи, производят из побочных продуктов нефтепереработки путем гидратации пропилена.

БЫЛО
Стоит отметить, что предприятия отечественного химпрома не только поставляют сырье, но и разработали и выпускают собственные антисептики. Так, крупнейший в стране производитель изопропилового спирта ПАО «Химпром» в Новочебоксарске в кратчайшие сроки начал производство дезинфицирующего лосьона с антисептическим эффектом «Дезново». На 75% он состоит из изопропилового спирта (ежемесячно его производят на заводе порядка 1200 тонн). Благодаря входящему в состав глицерину лосьон не сушит и подходит для любого типа кожи, в том числе сухой, чувствительной и поврежденной.
Химпром спешит на помощь
Производством востребованного средства защиты занялся и Новочеркасский завод смазочных материалов (входит в ГК «Титан»). На основе собственной рецептуры здесь выпускают спиртовой раствор и косметический гель с антисептическим действием. В основе каждого – изопропанол. Мощности предприятия позволяют производить до 800 т продукции в месяц.

Собственная разработка ПАХ «Химпром» - дезинфицирующего лосьона с антисептическим эффектом
При покупке кожного антисептика прежде всего обращайте внимание на состав и спектр действия. В эффективное средство должно входить не менее не менее 60% изопропилового или минимум 70% этилового спирта.
Как не нарваться на подделку
01
Читайте на этикетке, с чем борется это средство. Антисептик должен быть широкого спектра действия, только такой сможет уничтожить и бактерии, и вирусы. Антибактериальный гель, к примеру, малоэффективен против вирусов. Аптечный раствор хлоргексидина не содержит спирт, поэтому с вирусами тоже не справится. А водка не заменит санитайзер, потому что в ней всего 40% спирта, а нужно около 70%.
02
По вашему требованию продавец должен предъявить на товар Свидетельство о государственной регистрации, выданное Госсанэпиднадзором Минздава РФ. Это основной документ, в котором указано, что это именно дезинфицирующее средство.
03
На сайте Роспотребнадзора можно вбить название антисептика, чтобы проверить, есть ли оно в базе. Если указанного названия в базе не окажется – значит, вы приобретаете поддельное средство.
04
Приобретать антисептики нужно только в проверенных магазинах и в аптеках.
05
Благодаря программе государственной поддержки «Противодействие эпидемическим заболеваниям», разработанной в Минпромторге России, производителям средств индивидуальной защиты, в том числе антисептиков, лекарственных препаратов и медицинских изделий была предоставлена возможность получения льготного займа из Фонда развития промышленности по ставке от 1% годовых для закупки оборудования и сырья. Для финансирования проектов по этой программе правительство выделило ФРП 10 млрд рублей.
Поддержать
и приумножить
В числе мер господдержки также отмена ввозной пошлины на изопропанол и упаковку для кожных антисептиков. В свою очередь Роспотребнадзор существенно сократил сроки регистрации новых дезинфицирующих средств.

Когда внутренний спрос был полностью обеспечен, российские антисептики стали поставляться на экспорт. Летом при содействии Минпромторга России были подписаны контракты на поставку дезинфекторов в ОАЭ, Катар и страны Персидского залива. При этом Росздравнадзор продолжает регулярно проверять остатки складских запасов антисептиков в аптечных сетях и медучреждениях. По данным мониторинга, проведенного 28 октября, дефицита дезинфицирующих средств в медицинских организациях, аптечных сетях и оптовых фармацевтических организациях нет. Напротив, созданы большие запасы этих средства.

Аналитики компании Mega Research прогнозируют, что для всех российских производителей антисептиков, в том числе новичков, пришедших в отрасль в пандемию, рынок сбыта сформирован на годы вперед. Объем потребления дезинфицирующих средств к 2024 году может вырасти от 2,5 до 10 раз за счет изменившихся санитарных норм на предприятиях и в общественных местах. А в быту антисептики станут новой нормой жизни и после пандемии.