Повышенный спрос на полимерную упаковку в марте и апреле вызвал оживление на российском рынке полиэтилентерефталата (ПЭТФ).
В результате многие поставщики приняли решение о повышении цен на сырье, переработчики же предпочли увеличить закупки китайского гранулята.
По данным участников рынка, которые были опрошены компанией Creon, спрос на полимерную упаковку, в том числе ПЭТ-тару, в марте-апреле увеличился на 15-20%. В результате спотовые цены на ПЭТФ начали повышаться.
«Переработчики начали закупать сырье в Китае, поэтому за первые пять месяцев доля импорта в сегменте ПЭТФ огромна. К концу мая российские производители цены опустили, так что постепенно будет заметен возврат к российскому ПЭТФ», — пояснил собеседник компании.
За первую неделю июня спотовые котировки на гранулят снизились с 80 тыс. рублей за тонну до 72-74 тыс. рублей за тонну, что фактически соответствует уровню контрактных цен.
Примечательно, что уверенный подъем потребления ПЭТФ в начале весны сменился спадом на более чем 25% в мае, что также отразилось на ценах на сырье. Существеннее всего «просело» потребление в сегменте газированных напитков. «Люди начали экономить, и ситуация отразилась на премиальной группе напитков. Грубо говоря, дети, может, и получат свою сладкую воду, но это будет уже более дешевый сегмент», — заявил участник рынка.
Также наметилось изменение спроса в пользу более крупной ПЭТ-тары. Если раньше большей популярностью пользовались бутылки объемом 0,33 литра, то сейчас тренд смещается в сторону бутылей объемом от 1 до 5 литров. Данный тренд можно объяснить режимом самоизоляции, при котором люди заказывали напитки, в первую очередь воду, на дом, а приобретать тару большего объема, как правило, выгоднее.
«В целом потребление сильно изменилось: тот же eat-to-go ушел как класс, хотя развивался бурными темпами, рестораны закрыты, люди сидят дома. Подсолнечное масло в начале поднялось, потом упало. 2020 и 2019 нет никакого смысла сравнивать друг с другом, они принципиально разные», — пояснил представитель компании — производителя напитков.
Большинство участников рынка осторожны в своих прогнозах, но отмечают, что в отрасли намечается подъем. Компания «Экопэт» уже увеличила ежедневный выпуск продукции на 4,5% и, по словам генерального директора Александра Аникеева, загрузка мощностей предприятия составляет 109%.
«Мы ждем оживления с приходом жаркого сезона. Если оценивать рынок по месяцам, то рынок падает, но если брать в сумме период с января по май, то 2020 год показывает прирост порядка 10%», — заключил один из опрошенных экспертов.
В частности, высоким спросом сейчас пользуются ПЭТ-листы, которые ограждают сотрудников магазинов или других организаций от прямого контакта с потребителями.
Отметим, что в структуре потребления российского рынка бутылочный ПЭТФ составляет порядка 94% объема первичного ПЭТ, на волоконный, листовой и пленочный ПЭТФ совокупно приходятся оставшиеся 6%. Суммарная мощность по выпуску ПЭТФ в России составляют 635 тыс. тонн. В 2019 году было произведено 602 тыс. тонн первичного полиэтилентерефталата.
Источник: RuPEC