«Химия 4.0»: есть ли будущее у цифровизации в отрасли?

20 ноября в рамках международной конференции «Перспективы инфраструктурной трансформации химической и нефтегазохимической промышленности» состоялся круглый стол «Цифровизация химической промышленности: вызовы и перспективы».

20 ноября в Аналитическом центре при Правительстве РФ в рамках конференции «Перспективы инфраструктурной трансформации химической и нефтегазохимической промышленности» ФГУП «НТЦ «Химвест» Минпромторга России совместно с Институтом энергетики и финансов провели круглый стол «Цифровизация химической промышленности: вызовы и перспективы». Модератором мероприятия выступил заместитель директора ФГУП «НТЦ «Химвест» Игорь Ляшков.

Во встрече приняли участие представители ведущих российских компаний по разработке программного обеспечения и софта для химических производств, представители Минпромторга России, Российского союза химиков и производственных компаний отрасли.

Основным для обсуждения стал вопрос будущего цифровизации в химической промышленности. Дискуссия открылась выступлением директора ФГУП «НТЦ «Химвест» Владимира Савчука. В своей презентации он рассказал о масштабном проекте по созданию информационной системы химической промышленности. Данный продукт является прорывным для отрасли и практически не имеет аналогов. Основными его преимуществами в будущем является широкий функционал для аналитики происходящих в отрасли тенденций, наличие большого массива данных о предприятиях, что значительно сократит затраты на поиск информации и позволит усовершенствовать взаимодействие предприятий в отрасли.

Мария Иванова вице-президент Российского Союза Химиков поддержала тон дискуссии обозначив что цифровизация на данный момент повсеместна. Она позволяет предприятиям прежде всего добиваться максимальной эффективности, за счет улучшения качества готовой продукции, снижения затрат на сырье и улучшения качества технологических процессов. Основными столпами цифровой химии, по мнению Марии, являются аналитика, технологии машинного обучения и искусственный интеллект. Также в ходе доклада Мария отметила, что большинство программ разрабатываются именно российскими компании.

И следующим участником дискуссии выступил один из ведущих производителей российского софта — компания «Индасофт». Директор по развитию Эрнест Сюч представил участникам мероприятия продукты компании. Рассказал об опыте внедрения отечественных продуктов на крупнейших предприятиях-производителях минеральных удобрений. В своем докладе он четко подметил, что все создаваемые компанией продукты призваны не заменить людей на производстве, а передать те функции, которые может выполнить автоматика в рамки искусственного интеллекта, а людям оставить возможность принимать эффективные решения основываясь на полученных данных.

Компания «Технологии надежности» также является отечественным производителем софта. Андрей Орлов, директор по развитию, в своем выступлении представил уникальный продукт компании-промышленные беспилотники. Данные квадрокоптеры имеют специальную конструкцию в виде сферы, предназначенную для использования на промышленных предприятиях. Особенностью данного инструмента является возможность работать в самых экстремальных условиях: высота, узкие пространства, недоступные места, высокая или низкая температура, глубина и прочие. Использование подобных инструментов в деятельности компании ведет к сохранению рабочих ресурсов и сокращению несчастных случаев на производстве.

Необычным стало выступление Анастаса Гатунюка, заместителя руководителя дирекции «Экспертно-аналитического центра ТЭК Минэнерго России. Он представил широкий анализ рынка полиолефинов России и Центральной Азии.

По итогу мероприятия все эксперты сошлись во мнении, что цифровизация химической промышленности на сегодняшний день только начинает свой путь. Множество проектов уже было реализовано, но данная отрасль представляет еще широкие возможности как для создания новых продуктов, так и для совершенствования уже имеющихся технологий.

Огромное разнообразие технологических процессов дает возможность использовать самые различные инструменты, например искусственный интеллект или VR-технологии, для создания уникального продукта.