Производство синтетических моющих средств и товаров бытовой химии

Химические средства по уходу за одеждой, помещениями, автомобилями, а также дезинфицирующие средства и репелленты относят к средствам бытовой химии.

Рынок синтетических моющих средств и бытовой химии обеспечивает санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую составляющую цивилизованного общества.

В настоящее время в России ежегодно производится около 1,7 млн тонн продукции, на экспорт приходится 0,2 млн тонн, по импорту поступает 0,1 млн тонн.

Таким образом, объём внутреннего рынка России составляет ежегодно 1,5 – 1,6 млн тонн, обеспечивая среднедушевое потребление бытовой химии свыше 10 кг/чел. в год, что выше среднедушевого потребления в мире (7,6 кг/чел. в год). Однако, в развитых странах потребление моющих средств и бытовой химии достигает 21,7 кг/чел. в год (Северная Америка) и 19,2 кг/чел. в год (Западная Европа). Учитывая этот фактор и то, что ежегодный прирост объёмов собственного производства за последние 10 лет составляет 4-5 %, можно прогнозировать дальнейший рост рынка в размере 100 тыс. тонн ежегодно при условии стабильной экономики и роста численности населения.

Основными игроками на российском рынке производителей синтетических моющих средств и товаров бытовой химии являются мультинациональные компании с иностранным капиталом: ООО «Проктер энд Гэмбл – Новомосковск», ООО «Хенкель Рус», ООО «Рекитт Бенкизер Продакшен», ООО «Юнилевер Рус» – их доля составляет 61,4 % рынка.  Доля российских предприятий в ТОП-7 – ООО «Нэфис Косметикс», АО «Невская Косметика», ЗАО «Аист», ЗАО «Ступинский химический завод» составляет 30,3 %. Таким образом, более 90% продукции в России в течение последних пяти лет производится восемью предприятиями, что свидетельствует о выраженной глобализации рынка.

Последние три года наблюдается существенный рост экспорта средств и товаров бытовой химии – 206 тыс. т (+15,9%) при резком падении импорта – 125 тыс. т (-17,9%), что коррелируется с ежегодным увеличением объемов выпуска продукции и снижением среднедушевого потребления  в силу экономических  причин.